Тем временем накапливались и другие его обязанности. С 1511 г. Лютер проповедовал в своем монастыре, а с 1514 г. стал проповедником в приходской церкви. Его кафедра явилась центром долгого и плодотворного проповеднического служения. С нее Лютер излагал Писание основательно и понятно для простых людей, связывая Писание с практическим аспектом их жизни. В период этого своего служения он стал приором (настоятелем), а в апреле 1515 г. - окружным викарием над 11 другими монастырями. Таким образом, он был вовлечен в мир административного управления и пастырского попечения, что дало ему ценный опыт, укрепивший его позицию в более позднее время, когда большая часть его обширной корреспонденции относилась к попечению над германскими церквями и к исцелению страждущих душ.
В ситуации академического кризиса, поразившего в то время все европейские университеты, новый университет в Виттенберге испытывал острую потребность самоопределения. Возникли трения между старыми и новыми академическими программами. Еще до прибытия Лютера Мартин Поллих, ведущий профессор в Виттенберге, показал свою восприимчивость к влиянию гуманистов, хотя сам он отдавал предпочтение старой философии томизма. Теперь Лютер возглавил сторонников претворения в жизнь новых программ.
Составляя новую программу, он привлек Аристотеля и философов-схоластов, дополнил их позиции библейским гуманизмом, обратился к прямому изучению Библии, использовав в качестве орудия возрождение древнееврейского и греческого языков и обновление латинского языка, а также обратился за догматической нормой к трудам "Святых Отцов" (раннехристианских Отцов, или учителей), прежде всего, к св. Августину. Такую программу Лютер намеревался ввести с помощью своего старшего коллеги Карлштадта и молодого друга Филиппа Меланхтона.
В феврале 1517 г. он написал серию программ, направленных против теологов-схоластов, и намеревался защищать их в других университетах. Хотя егопопытка экспортировать Виттенбергскую программу оказалась безуспешной, в мае он написал, что битва выиграна, по крайней мере, в Виттенберге: "господствует теология наша и св. Августина". И если эти его работы остались в бездействии, то более поздние ждала совсем другая судьба. Они были написаны им в том же году. Вряд ли тогда у Лютера возникала даже мысль о том, что они станут тем огнем, от которого вспыхнет весь мир западного христианства.
Источник: http://renesans.narod.ru/lyter.htm